Когда через два месяца сборная Англии прибудет на стадион «Аль-Байт» на матч против США, их встретит потрясающая арена на 60 000 мест, построенная в виде палатки кочевников.
На этом стадионе, возможно, самом лучшем в Катаре, будут проходить матчи от первой игры до полуфинала. Если Англия выиграет свою группу и пройдет так далеко, она проведет на стадионе четыре игры.
Не менее впечатляет и девственно чистый парк, окружающий стадион. Ухоженные лужайки усеяны фонтанами, ручьями и озером. В прохладной воде играют утки. Беговая дорожка огибает стадион, проходя мимо ряда безупречных тренировочных полей с травой, как на поле для гольфа.
Однако люди, которые изо дня в день в условиях нестерпимой жары и влажности работают над поддержанием этого замечательного зеленого пространства — поливают территорию, стригут траву и кропотливо вырывают сорняки вручную, — живут совсем в других условиях.
В конце каждой смены их отвозят на 40 минут на край пустыни, где высаживают на ферме, принадлежащей их работодателю, сельскохозяйственно-промышленному комплексу Аль-Сулайтин (SAIC). Внутри фермы, среди рядов гигантских теплиц, они возвращаются в свои комнаты в маленьких ветхих домиках.
В одних живут три или четыре работника на односпальных кроватях, в других — пять или шесть на койках, но все те, которые осмотрела «Гардиан», были без окон, тесные и грязные. Полотенца, наброшенные между верхней и нижней койками, обеспечивают хоть какое-то уединение. Бутылки с водой, кухонная утварь и личные вещи засунуты под кровати. Одежда висит на веревках, развешанных по стенам. Лагерь такой же убогий, как и любой другой, который этот журналист видел за девять лет репортажей из Катара.
Fifa и местный организатор чемпионата мира, Верховный комитет по проведению и наследию (SC), неоднократно заявляли, что турнир стал катализатором для изменения условий жизни и труда низкооплачиваемых рабочих в Катаре и во всем регионе, однако результаты исследования Guardian свидетельствуют о серьезных недостатках в процессе реформ.
Рабочие, занятые на проектах, связанных с чемпионатом мира по футболу, должны пользоваться повышенным вниманием в соответствии со строгими «стандартами благосостояния рабочих», однако в ходе интервью, взятых этим летом у рабочих, нанятых компанией SAIC на трех стадионах чемпионата мира — Аль Байт, Аль Джануб и Ахмад Бин Али — Guardian услышала утверждения о многочисленных нарушениях этих стандартов.
Все опрошенные рабочие из Бангладеш, Непала и Индии утверждают, что были вынуждены платить незаконные взносы агентам в своих странах, чтобы обеспечить себе работу.
«Я заплатил 300 000 [бангладешских така]», — говорит один из рабочих, что эквивалентно почти 2 700 фунтов стерлингов, огромной сумме в Бангладеш. «Некоторые платят немного больше, некоторые немного меньше, но все платят».
В 2017 году местный оргкомитет чемпионата мира по футболу ввел схему, поощряющую подрядчиков выплачивать своим работникам вознаграждение за найм. Комитет сообщил, что компания SAIC участвует в этой схеме и возместила 29 000 фунтов стерлингов работникам, нанятым по контрактам, которые она заключила с SAIC. Однако опрошенные Guardian работники SAIC, которые не работают по контракту на комитет чемпионата мира, говорят, что ничего не получили.
Большинство опрошенных работников получают базовую зарплату в размере 1 000 риялов (225 фунтов стерлингов) в месяц, что эквивалентно примерно 1 фунту в час. Питание и проживание обеспечивает SAIC. Эта зарплата является законным минимумом в Катаре, но работники говорят, что им с трудом удается выплачивать гонорары за найм и сопутствующие долги, а также отправлять деньги своим семьям на эту зарплату.
«Зарплата очень низкая, это очень трудно. Я могу заработать это в Индии», — говорит один из рабочих, который после вычета своих расходов в Катаре может ежемесячно отправлять около 160 фунтов стерлингов своей жене и четырем детям.
Перед лицом непрекращающейся критики своего обращения с низкооплачиваемыми рабочими-мигрантами Катар объявил о принятии в 2020 году нового закона, который обещал отменить жестокую систему «кафала», при которой рабочие не могли менять работу, но рабочие говорят, что SAIC отказывается их отпускать.
«Компания не дает [разрешения на выезд]. Вы можете сменить работу, только если вернетесь домой, аннулируете визу и снова подадите заявление», — говорит один из рабочих.
Другой смеется над этим предложением, говоря: «Если бы мы могли менять работу, все бы уехали!».
Оргкомитет чемпионата мира по футболу сказал: «Мы понимаем, что работники SAIC все еще могут столкнуться с проблемами со стороны своих работодателей». Он призвал работников SAIC использовать горячую линию для подачи жалоб.
В самые жаркие летние месяцы рабочие встают до рассвета и отправляются на стадион Аль Байт, строительство которого обошлось в 620 миллионов фунтов стерлингов. К семи часам жара становится невыносимой, но Кабир* продолжает работать, поливая траву и деревья.
Приехав в Катар, он не знал, что будет работать на чемпионате мира по футболу, но, похоже, это его не интересует. «Я не в восторге от чемпионата мира», — говорит он, пожимая плечами. «Я не думаю, что мы сможем даже зайти на стадион».
Единственное, что его действительно волнует, — это его зарплата. Его семья зависит от его скудных доходов, но большая часть его зарплаты уходит на выкуп драгоценностей, которые он отдал ростовщику в качестве залога, чтобы иметь возможность заплатить 1170 фунтов стерлингов за свою работу.
«Катар — богатая страна, но они платят так мало за ту работу, которую мы делаем», — говорит Кабир. «О хорошей зарплате здесь можно забыть».
СК заявила, что «осталась верна своему обязательству использовать Кубок мира для осуществления долгосрочных социальных изменений для наших работников, чтобы улучшить условия их труда и жизни».
Он упомянул ряд шагов, предпринятых для повышения уровня труда и жизни работников, включая улучшение жилищных условий, меры по минимизации воздействия тепла на работников, законодательство о введении минимальной заработной платы и разрешении работникам менять место работы, а также систему мониторинга для обеспечения соблюдения компаниями законодательства.
«Отдельные случаи правонарушений не дают полного и точного представления об изменениях, произошедших в Катаре, где тысячи компаний скорректировали свои методы работы в соответствии с новыми законами и правилами», — добавляется в сообщении.
Футбольная ассоциация Англии заявила: «Любые вопросы, связанные со стадионами, которые будут использоваться во время Катар-2022, следует адресовать организаторам турнира — Fifa». Она указала на более раннее заявление, в котором говорилось следующее: «Мы считаем, что есть свидетельства существенного прогресса, достигнутого Катаром в отношении прав трудящихся. Однако мы признаем, что еще многое предстоит сделать».
Fifa заявила, что находится в контакте с SC по поводу обвинений, выдвинутых сотрудниками SAIC. Она добавила: «В дополнение к уже принятым широким мерам, направленным на поддержку работников, участвующих в подготовке и проведении чемпионата мира, Fifa активно добивается проведения более широких трудовых реформ, которые распространяются на все компании и проекты по всей стране и приносят пользу всем работникам в Катаре».