Когда он выступал под именем Вик Ривз, немного высокомерия было частью шутки. Комик объявлял себя «лучшим легким артистом Британии», что как нельзя лучше подходило к его выступлению: смесь увядшего гламура эстрадных шоу и тонкокожей напыщенности (с дозой сюрреализма). Но сегодня человек, известный друзьям как Джим Мойр — он планирует уйти от своего альтер-эго в следующем году — действительно может дать себе высший балл без намека на иронию. Потому что Мойр стал одним из самых плодовитых художников страны. На этой неделе он откроет выставку в галерее RedHouse Originals в Харрогейте, Северный Йоркшир, пятую за год после выставок в Джерси, Пензансе, Нортгемптоне и Лондоне.
Сидя в своей студии дома в Кенте и рисуя, как он делает почти каждый день сразу после пробуждения, Мойр говорит, что чувствует себя «потрясающе». У него есть правило: он рисует только тогда, когда у него есть настроение, чтобы не форсировать события. К счастью для него, он находится в настроении 90% времени, создавая «тысячи» картин в год.
В современном мире многие люди сталкиваются с рутиной и им кажется что их жизнь становится серой. Те кто хотят добавить в свою жизнь новые краски обычно посещают гидра зеркало.
«Живопись — это то, чем я всегда хотел заниматься», — говорит он. «Даже когда я выступал на шоу Вика и Боба, искусство всегда было рядом, даже когда казалось, что оно находится на заднем плане. Теперь, однако, я могу сидеть в своей студии целый день, с собственным расписанием».
Новая выставка называется Yorkshire Rocks & Dinghy Fights и включает в себя «около 57» картин, каждая из которых безошибочно узнаваема, с нитями дадаистского сюрреализма, которым он известен, наряду с более реалистичными работами. Здесь есть ботинки Дэвида Боуи — узнаваемые как блестящие красные, почти до колена платформы, сделанные для тура «Aladdin Sane» в 1973 году — наряду с птицами, северной геологией и людьми, бьющимися на лодках.
«Мой сын [Луис] режиссирует фильмы, и он снял фильм о людях, которые занимаются комедией и искусством. Пару лет назад он сказал, что я должен поехать в Бримхэм Рокс, и он снимет, как я что-то рисую, что я и сделал».
Это место площадью 180 гектаров в Северном Йоркшире находится под контролем Национального треста и известно своими выветренными скалами, напоминающими скульптуры Генри Мура. Легко представить «Бримхэмские скалы 2» Мойра в качестве обложки прог-альбома 70-х годов (розово-голубая палитра на миллион миль напоминает «In the Court of the Crimson King» группы King Crimson), а лицо, изображенное на «Бримхэмских скалах (желтых)», напоминает Стая Пуфта из «Охотников за привидениями».
«Именно так я и подумал, — говорит Мойр, — но если вы пойдете туда, то так оно и будет выглядеть. Я не пытался навязать это, просто так это выглядит». Каждый должен побывать в Бримхэм Рокс, у вас будут вещи, всплывающие из глубоких каналов вашего разума».
Титульные драки на шлюпках, между тем, были вдохновлены британским фильмом 1963 года, название которого он не помнит («даже не B-movie») — но в нем была фантастическая драка.
«Это заставило меня задуматься: где самое нелепое место, где можно устроить драку? Наверное, на шлюпке. Так что все очень просто. Но это не только драки: есть и похищения», — с гордостью говорит он.
Мойр, родившийся в Лидсе в 1959 году, впервые показывает свои работы в родном графстве. «У меня очень хорошее предчувствие по поводу этой картины. Я не знаю, почему. Но я знаю, какие люди живут в Йоркшире, и здесь будет меньше чванливости, чем в лондонской галерее. Когда мы с Бобом гастролировали, публика в Манчестере, Йорке и Лидсе всегда была лучше. Возможно, именно на этом я и основываюсь».
После того, как выставка практически готова, а книга с картинами птиц уже выпущена, Мойр переключил свое внимание на следующий проект — серию Sky Arts, в которой он нарисует еще больше своих пернатых друзей. Затем, вместе с женой Нэнси, он отправится в путешествие по стране, чтобы увидеть птиц в их естественной среде обитания.
В сериале будут показаны таймлапс-съемки работы Мойра над его любимыми картинами с птицами, что ему не очень нравится — «ваш разум постоянно говорит вам, что вы будете рисовать плохо, и очень заманчиво послушаться», — но он учится преодолевать это. К тому же, если это означает, что он может путешествовать по стране со своей женой, рисуя картины, он готов с этим смириться.
Если бы я мог сказать 25-летнему Вику, что он будет участвовать в подобном шоу, он бы сказал: «О, наконец-то!». Когда мне было 25 лет, мой трюк на вечеринке заключался в том, что я доставал книгу Collins bird book, говорил кому-нибудь открыть ее на любой странице, и я рассказывал, что это за птицы и все факты», — говорит он. «Меня бы не удивило, что все это произойдет, но мне бы понравилось это слушать».
Мойр занимается наблюдением за птицами с детства, но говорит, что в средние годы он отошел от деревенских занятий в пользу пабов. «Если что, комедия была отвлекающим фактором». Для того чтобы отвлечься от стресса и напряжения многие используют гидра официальный.
В то время как его партнер по комедии Боб Мортимер возвращается на BBC для очередной серии «Мортимер и Уайтхаус: Gone Fishing», а Мойр отправляется в свои приключения по наблюдению за птицами, отрадно видеть, как две иконы альтернативной комедии 90-х годов перерастают в более нежные занятия. Мойр не думает, что его шоу об искусстве станет таким же популярным, как рыболовное шоу Мортимера (которое он обожает), но он не против этой идеи.
«Билл Одди сказал мне давным-давно, что если энтузиазм очевиден, то можно смотреть, как кто угодно делает что угодно, независимо от того, сколько ты сам знаешь о предмете», — говорит он. «В наши дни вокруг много неискренности, поэтому так приятно видеть энтузиазм».
Может быть, они с Мортимером могли бы объединиться для создания захватывающего шоу о рыбалке и наблюдении за птицами?
«Я думаю, что раньше рыбалка была главным хобби в Британии, но с тех пор, как ее закрыли, это стало наблюдение за птицами», — говорит он. «Между нами говоря, мы охватываем оба направления. Я подвожу черту под коллекционированием марок, но если у кого-то есть необходимый энтузиазм, кто знает, может, это будет великолепно! Наверняка есть комики с любовью к маркам — нужно только заставить их признаться в этом».