Все что связано с буквой а


Музыкальные термины на букву А - рус

Адажио — основное обозначение медленного темпа, соответствующего замедленному шагу.

Акколада — скобка, соединяющая несколько нотоносцев, на которых пишутся ноты, исполняемые одновременно.

Аккомпанемент — часть музыкальной ткани, предназначенная сопровождать, поддерживать, дополнять наиболее выразительные голоса и инструменты. Чаще всего встречается аккомпанемент пению, исполняемый каким-нибудь многозвучным инструментом (роялем, гитарой и т. д.). В инструментальной музыке — голоса, которые сопровождают выделяющуюся на их фоне мелодию.

Аккорд — созвучие, совместное звучание трёх и более звуков, разных по высоте и названию и извлекаемых одновременно. Аккорды различаются по количеству и интервальному соотношению входящих в них звуков. Чаще всего встречаются аккорды терцового строения, образованные из звуков, которые можно расположить по терциям (например, до, ми, соль). Аккорды терцового строения разделяются на трезвучия, септаккорды, нонаккорды и др. и различаются по структуре, виду, расположению, мелодическому положению и гармонической функции. Аккорды терцового строения — основа гармонии, опирающейся на мажоро-минорную систему ладов.

Аккордеон — ручная хроматическая гармоника, обычно с клавиатурой фортепианно-органного типа для правой руки, отличающаяся наличием регистров-переключателей, дающих возможность автоматического удвоения звуков (в октаву и унисон) и изменения тембра; по сравнению с русским баяном обладает густым звуком (так называемым «розливом»). Объём правой клавиатуры большого аккордеона от фа малой октавы до ля третьей октавы. Кроме басовых звуков, готовых мажорных и минорных трезвучий и доминантсептаккордов, имеет ряд уменьшённых септаккордов.

Аккордика — отдел музыкальной науки, изучающий различные аккорды терцового строения вне их сочетания друг с другом и с другими элементами музыки. Аккордика входит в состав курса элементарной теории музыки или курса гармонии.

Аккордово-гармоническая фактура — многоголосная музыкальная ткань (звучность), основу которой образует последование ряда аккордов. Аккордово-гармоническая фактура подчёркивает гармонические функции применённых в ней аккордов.

Аккордовые тоны — звуки какого-либо голоса в многоголосном складе музыки, образующие совместно со звуками других голосов аккорд определённого строения (обычно терцового).

Аккорд струн — комплект струн, применяемых на каком-либо инструменте.

Акт — завершённая часть театрального представления (драматического произведения, оперы, балета и т.д.), отделённая от другой такой же части перерывом — антрактом. Иногда акты делятся на картины.

Акустика

1. Отдел физики, изучающий природу и материальные свойства звука. Музыкальная акустика — раздел акустики, посвящённый звукам, применяемым в музыке, а также законам их восприятия.

2. Качество слышимости в каком-либо помещении.

Акцент — ударение; усиленное, ударное извлечение какого-либо звука. Акцентируемые ноты, как правило, находятся на сильных долях такта. Акцент может быть отмечен также одним из специальных знаков: >, ^, sf и др.

Акын — у казахов и других народов — народный поэт-импровизатор, поющий свои стихи под аккомпанемент народного инструмента.

Аллегро

1. Основное обозначение быстрого, оживлённого темпа, соответствующего очень скорому шагу или даже бегу.

2. Обозначение пьесы, написанной в этом темпе и не имеющей специального названия.

3. Обычный темп первых частей в сонатном цикле. Выражения «Аллегро из такой-то симфонии» или «Аллегро из такой-то сонаты» подразумевают первые, быстрые части этих произведений, хотя бы их темп был обозначен иначе.

Аллеманда — танец 17-18 вв., двухчастного строения, умеренного темпа и характера движения; тактовый размер 2/4, реже 4/4. Аллеманда начинается затактом и движется длительностями. В четырёхчастной танцевальной сюите 17-18 вв. Аллеманда составляла первую часть.

Альбертиевы басы — в пьесах для фортепиано партия левой руки, содержащая многократно повторяемое движение по звукам аккорда (гармоническую фигурацию). Альбертиевы басы служат обычно аккомпанементом мелодии, помещённой в партии правой руки.

Альборада — утренняя серенада.

Альт

1. Низкий женский голос; то же, что контральто.

2. В хоре — то же, что контральто или меццо-сопрано.

3. Низкий детский голос; объём от ля малой октавы до ми второй октавы.

4. Струнный смычковый инструмент такого же устройства, как скрипка, но несколько бóльших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Строй струн: до, соль малой октавы, ре, ля первой октавы), на квинту ниже строя скрипки, наиболее употребительный диапазон от до малой октавы до ми третьей октавы. Ноты пишутся в альтовом и скрипичном ключах. Приёмы игры на альте и штрихи — те же, что и на скрипке, но звук менее яркий; как сольный инструмент встречается редко; группа альтов применяется в струнных и симфонических оркестрах. Альт — обязательный участник струнного квартета; применяется также во многих камерных ансамблях. В партитурах партия альта пишется ниже партий скрипок.

5. Медный широкомензурный духовой инструмент овальной формы с диапазоном действит. звучания от ля большой октавы до си-бемоль первой октавы. Альт принадлежит к инструментам, транспонирующим in Es вниз; ноты пишутся в скрипичном ключе на большую сексту выше действительного звучания. Альт применяется в духовых оркестрах и ансамблях и исполняет один из средних аккомпанирующих голосов.

6. Применяемое иногда название второго по высоте голоса в музыке многоголосного склада; иначе — альтовый голос.

Альтерация — повышение или понижение на полтона или тон какого-либо звука без изменения его названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, бекар, дубль-диез, дубль-бемоль, — выставляются: а) перед нотой, к которой они относятся, — так называемые случайные, действительны только в одной октаве до конца такта, в котором они написаны; б) диезы, бемоли и бекары в начале нотной строки, вслед за ключом — так называемые ключевые, действительны во всех октавах до конца пьесы или до перемены знаков.

Альтерированные аккорды — аккорды, содержащие альтерированные (повышенные или пониженные) ступени лада; обозначаются добавлением к их обычной записи (цифровке) арабских цифр 1, 3, 5, 7, со знаками плюс и минус. Цифры 1, 3, 5, 7 обозначают соответственно основной, терцовый, квинтовый и септимовый тоны аккорда, знаки плюс и минус — повышение или понижение их. Альтерированные аккорды в мажоре и миноре обладают обострённым мелодическим тяготением и делятся на доминантовые и субдоминантовые.

Альтовая труба — редкая разновидность трубы; применяется в строях Фа (in F) или Соль (in G), звучит на чистую квинту или чистую кварту ниже, чем написаны её ноты; объём по письму: фа-диез малой октавы — фа или соль второй октавы); ноты пишутся без ключевых знаков в скрипичном ключе. В симфонической партитуре партия альтовой трубы пишется ниже партии трубы.

Альтовая флейта — относительно редко применяемая разновидность флейты. Объём воздуха в полтора раза больше, чем у большой флейты; звучит при той же аппликатуре на кварту или на квинту ниже, чем большая флейта, т. е. принадлежит к числу транспонирующих инструментов в строе Соль (in G) или Фа (in F). Объём действительного звучания в строе Соль: фа-диез малой октавы — до-диез третьей октавы. Тембр холодный, несколько шипящий. В симфонической партитуре партия альтовой флейты пишется под партиями больших флейт. Иногда на альтовой флейте играет музыкант, исполняющий также партию большой флейты; в этом случае перемена инструмента обозначается словами muta in.

Альтовый инструмент — разновидность инструмента, по регистру приблизительно соответствующая низкому женскому голосу контральто (альту).

Альтовый голос — второй по высоте голос в музыке многоголосного склада; иначе — альт.

Альтовый ключ — один из ключей системы До (C); обозначает, что нота до первой октавы находится на третьей линейке нотного стана. Начертание альтового ключа представляет собой искажённое с течением времени написание лат. буквы С.

Альтовый тромбон — высокая разновидность тромбона; звучит на кварту выше инструмента типа (теноров. тромбона).

Амбушюр — совокупность мышц рта и положение губ при игре на духовых инструментах, мундштуки которых не берутся в рот, а только прикладываются к губам (медные духовые инструменты, а также флейты).

Амплитуда — размах колебания, величина наибольшего отклонения колеблющегося тела (маятника, струны и т. д.) от положения равновесия. От амплитуды колебания звучащего тела зависит сила (громкость) звука: чем больше (шире) амплитуда, тем сильнее звук. На высоту звука амплитуда не влияет.

Анализ — принятое в музыкознании название эстетического и технологического разборов музыкального произведения.

Ангемитонный звукоряд — звукоряд без полутонов.

Английский рожок — альтовый гобой, получивший исторически случайное название от ошибочного применения французского слова anglais (английский) вместо правильного anglé (угловой, согнутый углом, — по форме охотничьего гобоя, от которого произошёл английский рожок). Деревянный духовой инструмент такого же устройства, как и гобой, но бóльших размеров, с грушевидным раструбом и согнутой металлической трубочкой, соединяющей мундштук с основным корпусом. Объём действительного звучания: ми малой октавы — си-бемоль второй октавы. Английский рожок при одинаковой аппликатуре с гобоем звучит на квинту ниже, т. е. принадлежит к числу транспонирующих инструментов в строе Фа (in F); ноты пишутся в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания. Тембр английского рожка по сравнению с тембром гобоя более густой, полный и мягкий. В симфоническом оркестре применяется обычно один английский рожок. В партитуре его партия помещается ниже партии гобоев. Иногда на альтовом рожке играет музыкант, исполняющий также партию гобоя (обычно последнего по номеру); в этом случае перемена инструмента обозначается словами muta in.

Анданте

1. Основное обозначение среднего по скорости темпа, соответствующего спокойному бодрому шагу.

2. Обозначение пьесы, написанной в этом темпе и не имеющей спец. названия.

3. Распространённый темп медленных частей сонатного цикла. Выражения «Анданте из такого-то квартета» или «Анданте из такой-то симфонии» подразумевают медленные части этих произведений, хотя бы их темп был обозначен иначе.

Ансамбль

1. Группа из двух и более музыкантов — певцов или инструменталистов, — совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы; к ансамблям относятся также хоры и оркестры.

2. Пьеса, предназначенная для исполнения несколькими участниками.

3. Совместное исполнение пьесы несколькими участниками.

Антифон — поочерёдное (диалогическое) пение солиста и хора или двух частей хора, как бы отвечающих одна другой.

Антракт

1. В театральной музыке (опере, балете) — название инструментального вступления к одному из действий (кроме первого).

2. Перерыв между актами сценического представления или между отделениями концерта.

Апофеоз

1. В операх и особенно в балетах — название заключительных сцен торжественного или восторженно-ликующего характера.

2. Торжественное заключение какой-либо музыкальной пьесы.

Аппликатура — распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах. Указывается арабскими цифрами, поставленными над или под соответствующими нотами; при игре на клавишных инструментах цифры 1, 2, 3, 4, 5 обозначают соответственно большой, указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец каждой руки; при игре на струнных инструментах, а также на двухрядной гармонике и на баяне цифры 1, 2, 3, 4 обозначают указательный, средний, безымянный пальцы  мизинец, т. к. большой палец в этом случае применяется в основном для опоры на гриф; 0 при игре на струнных инструментах означает открытую струну или флажолет.

Аранжировка — обработка какого-либо музыкального произведения для исполнения его не теми голосами или инструментами, для которых оно было предназначено в оригинале.

Ариетта — маленькая ария.

Ариозо — название разновидности арии; чаще всего — певучая, лирическая ария небольших размеров и свободного построения.

Ария

1. Законченный по построению широкораспевный отрывок оперы или другого крупного вокального произведения, исполняемый певцом с сопровождением оркестра. Часто ария следует после оркестрового вступления, иногда ей предшествует речитатив. Разновидностями арии являются: ариетта, ариозо, каватина, кабалетта и др.

2. Концертная пьеса для певца-солиста в характере оперной арии.

3. Название певучей инструментальной пьесы.

Арпеджиато — аккорды, звуки которых исполняются не одновременно, а поочерёдно, обычно от нижнего к верхнему. Арпеджиато обозначается или самим словом (относящемся обычно к ряду аккордов), или вертикальной волнообразной линией перед каждым соответствующим аккордом.

Артикуляция — способ исполнения последовательного ряда звуков на инструменте или в пении. Основные виды артикуляции — легато, стаккато, портаменто, глиссандо.

Арфа — струнный щипковый инструмент в виде треугольника, внутри которого натянуты струны различной длины и настройки. Арфа — древнего происхождения, усовершенствована в начале 19 века. Современная арфа имеет обычно 46 струн; звукоряд состоит из звуков всех ступеней с бемолями (до-бемоль, ре-бемоль, ми-бемоль и т. д.) и перестраивается посредством семи педалей; каждая педаль повышает на полтона или тон звуки одного и того же названия одновременно во всех октавах (кроме звуков Ces и Des в контроктаве); перестройка арфы указывается словами muta in и буквами, обозначающими требуемую высоту струн. Диапазон от до-бемоля контроктавы до фа-диеза четвёртой октавы; ноты пишутся на двух нотоносцах, соединённых акколадой, обычно в скрипичном и басовом ключах. Арфа обладает очень нежным тембром. Техника игры разнообразна и допускает аккорды, арпеджио, глиссандо, флажолеты и др. приёмы. В симфоническом оркестре применяются чаще всего одна-две арфы, не входящие ни в одну из его основных групп. В симфонической партитуре партия арфы пишется ниже партии челесты. Арфа используется также как сольный и как аккомпанирующий инструмент.

Архитектурная акустика — раздел акустики буквой об условиях распространения звука в зданиях.

Атака — переход голосового аппарата от состояния дыхательного к певческому (при пении).

Атональность — отсутствие тональности, точнее — ладовых свойств музыки. Атональная музыка не основывается ни на естественных свойствах человеческого пения, ни на физической природе музыкального звука, а представляет чередование звуков различной высоты и сочетание их в аккорды или совершенно беспорядочное, или «упорядоченное» каким-либо искусственным математическим расчётом.

Ашуг — у кавказских народов — народный поэт и певец, сопровождающий своё пение игрой на струнном инструменте.


Источник: http://www.muz-lit.info/music_dictionary/музыкальные-термины-на-букву-а-рус/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Продукты на букву А, список продуктов питания на А - Вязанные сидушки на стулья

Все что связано с буквой а Все что связано с буквой а Все что связано с буквой а Все что связано с буквой а Все что связано с буквой а Все что связано с буквой а

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ