Как связаны внимание и мышление


Мир психических явлений человека сложный. В его основе лежат психические процессы, свойства, состояния, обеспечивающие отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Важное значение при этом имеют познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь, что и будет раскрыто в предложенной теме.

3.1. Ощущения, восприятие, внимание, воображение и их классификация

3.1.1. Ощущения

3.1.2. Восприятие

3.1.3. Внимание

3.1.4. Представление

3.1.5. Воображение

3.2. Память, мышление, речь и их развитие

3.2.1. Память

3.2.2. Мышление

3.2.3. Речь

Литература по теме

3.1. Ощущения, восприятие, внимание, воображение и их классификация

3.1.1. Ощущения

Источником знаний о внешнем мире и собственном организме человека являются ощущения. Это основные каналы, благодаря которым информация о данных феноменах поступает в головной мозг, давая возможность индивиду ориентироваться в них.

Ощущения – отражение в сознании субъекта отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств – это механизмы, с помощью которых информация об окружающей действительности поступает в кору головного мозга. Ощущения отражают внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, поверхность, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные движения, боль и пр.). Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и субъективны – поскольку зависят от нервной системы и индивидуальных особенностей личности. Их физиологическую основу составляет деятельность анализаторов. Анализатор – анатомо-физиологический аппарат для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Каждый анализатор состоит из:

  • Рецептора, воспринимающего раздражения (располагается на периферии нервной системы);
  • Проводящего афферентного (центростремительного) пути (по нему нервное возбуждение передается к центру);
  • Корковой части анализатора (центральное звено), где происходит "обработка" сигналов.

Передача возбуждения от рецепторов к центральным отделам нервной системы, а затем от них по эфферентным (центробежным) путям обратно для ответной реакции, имеющая место в ходе рефлекса, осуществляется по рефлекторной дуге.

Рефлекторная дуга состоит из рецептора, афферентного и эфферентного нерва, центрального звена, эффектора (мышцы или железы).

Рис. 1.

1-2-3 – функциональная схема анализатора.

1-2-3-4-5-6-7-1 – функциональная схема рефлекторной дуги.

1 – рецептор; 2 – афферентный нервный путь; 3 – центральное звено; 4 – эфферентный нервный путь; 5 – эффектор (мышца или железа); 6-7 – канал обратной информации.

Принцип обратной связи позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

Виды ощущений:

Экстерорецептивные. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

  • Зрительные – человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10000 оттенков между ними;
  • Слуховые – индивид воспринимает речь, контролирует многие виды работ, наслаждается музыкой и т.д.;
  • Обонятельные – помогают людям распознавать летучие вещества и запахи;
  • Температурные – различают тепло и холод;
  • Вкусовые – определяют качественные особенности принимаемой пищи;
  • Тактильные – совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью него человек воспринимает гладкость, шероховатость, плотность предметов, их прикосновение к телу, место и размер раздражаемого участка.

Интерорецептивные. Отражают внутреннее состояние индивида.

  • Болевые – сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека;
  • Равновесия – обеспечивают вертикальное положение тела (деятельность вестибулярного анализатора);
  • Ускорения – при движении людей определяют их центростремительные и центробежные силы.

Проприоцептивные. Отражают движение нашего тела.

  • Мышечно-двигательные – обеспечивают информацию о положении тела и его частей в пространстве, регуляцию движений, сокращение, растяжение и расслабление мышц и т.п.

Свойства ощущений:

  1. Адаптация;
  2. Сенсибилизация;
  3. Последовательные образы;
  4. Порог ощущений;
  5. Контраст.

Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Она может меняться в больших пределах. Например, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз. Ее изменение требует известного времени. Для того чтобы зрение в темноте приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Адаптация слуховых органов осуществляется намного быстрее и составляет секунды.

Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим, а сильные уменьшают ее.

Пороги ощущений:

  • Нижний порог – минимальная величина раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения (J 0) (Сигналы, интенсивность которых меньше J 0, человеком не ощущаются)
  • Верхний порог – максимальная величина раздражителя, когда ее может адекватно воспринимать анализатор (J max). (Интервал между J 0 и J max носит название "диапазон чувствительности")
  • Разностный порог (порог различения) – минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую индивид способен ощутить.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов, состояния организма. Это может быть сделано и с помощью фармакологических средств. Острота чувствительности увеличивается с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Последовательные образы – продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось (например, после выхода из вагона метро несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде).

Развитие ощущений возможно в процессе упражнений. Например, утрата зрения или слуха в некоторой мере компенсируется другими видами чувствительности.

3.1.2. Восприятие

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.

Восприятие предполагает выделение из комплекса признаков наиболее значимых (с одновременным отвлечением от несущественных). Оно требует их объединения и сопоставления с прошлым опытом. Восприятие включает двигательный компонент (ощущение предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по формированию целостного образа. Одну и туже информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние опыта на этот процесс вполне очевиден. (Пример с искажающими очками: все предметы видятся перевернутыми, за исключением тех, которые невозможно в такой форме представить. Обычная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она становилась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.)

Виды восприятий:

  • В зависимости от форм отражения:
    • Пространства – воспринимаемая форма, величина, объем объекта, расстояние между ними, их взаимное расположение, удаленность и направление.
    • Времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. Главное заключается в ритмической смене возбуждения и торможения; специального анализатора нет.
    • Движения – восприятие изменений по времени положения предметов или самого наблюдателя в пространстве.
  • В зависимости от цели:
    • Преднамеренное – в основе лежит сознательно сформулированная цель и достижение связано с определенными усилиями индивида.
    • Непреднамеренное – предметы воспринимаются без специально поставленной задачи и волевых действий человека.
  • В зависимости от степени организации:
    • Организованное – явления и предметы наблюдаются целенаправленно, планомерно.
    • Неорганизованное – обычное восприятие окружающего мира.

Восприятие может быть ошибочным. Это обнаруживается в работе анализаторов. Известны зрительные ошибки (иллюзии). Они имеют самые различные причины: практический опыт индивида, изменение условий восприятия и т.д.

Свойства восприятия:

  1. Целостность – отражаемые объекты выступают в сознании человека в совокупности их многих качеств и характеристик. Это система перцептивных действий, которыми надо овладеть, т.е. она формируется в процессе практики;
  2. Константность – индивид воспринимает предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине, что обусловливается знанием их физических свойств;
  3. Структурность – восприятие не простая сумма ощущений. Это фактически абстрагированная из них обобщенная характеристика. Например, играет музыка, и мы слышим не отдельные звуки, а мелодию и узнаем ее;
  4. Осмысленность – свойство тесно связано с мышлением, пониманием сущности явлений;
  5. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими; способность личности воспринимать лишь те из них, что представляют для нее наибольший интерес. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже чернильные пятна – это всегда что-то осмысленное (собака, облако, озеро и т.д.). Это динамический процесс поиска ответа на вопрос: "Что это такое?";
  6. Предметность – способность индивида отражать окружающий мир как воздействия его конкретных образов;
  7. Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Восприятие во многом зависит от уровня внимания людей.

3.1.3. Внимание

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Физиологически оно обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые им психические процессы. Внимание обеспечивает в каждый данный момент в коре головного мозга участок (очаг) с повышенной возбудимостью, доминирующего над остальными его частями. В результате чего и происходит сосредоточение сознания индивида на нужных объектах.

Свойства (качества) внимания:

  • Концентрация способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности;
  • Избирательность выделение индивидом наиболее важных предметов;
  • Распределение возможность иметь в сознании одновременно несколько объектов или выполнять работу, состоящую из многих операций;
  • Объем количество предметов, которые могут быть восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент;
  • Переключение намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • Устойчивость способность задерживаться на восприятии предмета.

Виды внимания:

  1. Произвольное (преднамеренное) – возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на решение той или иной задачи (утомляемость наступает через 20 минут);
  2. Сосредоточенное – это внимание на какой-либо один объект или вид деятельности;
  3. Непроизвольное (непреднамеренное) – появляется само собой под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного, значимого раздражителя (например, более сильный звук, наблюдение за спортивными состязаниями);
  4. Послепроизвольное – вызывается интересной деятельностью и индивид продолжительное время не устает;

Закономерность циркуляции внимания: через каждые 6–10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то ее часть может быть потеряна. Исследования Б. М. Те­плова и В. Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы: слабый ее тип – дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а если сильный – то повышают концентрацию внимания.

Развивать внимание можно с помощью психологических упражнений:

  • Игры индейцев. Двум-трем соревнующимся одновременно показывают сразу много предметов. Затем каждый перечисляет ведущему, что он видел, стремясь подробно описать большее число вещей (утверждают, что один фокусник, проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов);
  • "Кто быстрее". Предлагается вычеркнуть в тексте какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Результат теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Несколько измените задачу: одну букву зачеркивайте вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу эти действия чередуйте. Затем упражнение усложните: например, одну букву зачеркивайте, другую – подчеркивайте, третью – обводите кружком. Время на задание – до 30 минут.

3.1.4. Представление

Представление – процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на органы чувств человека.

Функции представления:

  1. Сигнальная. Отражается не только образ предмета, но и многообразная информация о нем, которая впоследствии превратилась в систему сигналов, управляющих поведением индивида.
  2. Регулирующая. Отбирается нужная информация о предмете или явлении с учетом реальных условий предстоящей деятельности.
  3. Настроечная. Проявляется в ориентации организма на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира.

Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.

Виды представлений:

  • По видам анализаторов:
    • Зрительные – образ человека, предмета, пейзажа;
    • Слуховые – музыка, мелодия;
    • Обонятельные – (запах эфира);
    • Осязательные – предмет, к которому ранее прикасался;
    • Двигательные – движения своего тела.
  • По степени обобщенности:
    • Единичные – восприятие одного предмета;
    • Общие – отражение ряда сходных предметов.
  • По степени проявления волевых усилий:
    • Непроизвольные – без активизации воли и памяти;
    • Произвольные – под воздействием воли в интересах какой-либо цели.
  • По продолжительности:
    • Оперативные – обслуживание оперативных действий;
    • Кратковременные – непродолжительные по времени;
    • Долговременные – используются длительное время и достаточно часто.

Представления формируются в процессе деятельности человека. В зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид из них: у художника – зрительный, у музыканта – слуховой, у спортсмена – двигательный, у химика – обонятельный.

3.1.5. Воображение

 Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее; оно представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений.

Виды воображения:

  • Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) возникновение новых образов без каких-либо внешних побудителей (сновидения, грезы);
  • Произвольное (активное, преднамеренное) формирование новых образов с помощью волевых усилий;
  • Мечта новый образ желаемого будущего, который пока еще не осуществлен, а иногда и не может воплотиться в реальность;
  • Творческое создание новых образов в процессе деятельности личности.

Этапы творческого воображения:

  • возникновение идеи;
  • "вынашивание замысла";
  • его реализация.
  • Воссоздающее (продуктивное) воображение на основе прочитанного или услышанного.

Формы синтеза в процессах воображения:

  1. Агглютинация "склеивание" различных несоединимых качеств (частей);
  2. Гиперболизация увеличение или уменьшение предмета, а также изменение его частей;
  3. Схематизация отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  4. Типизация выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  5. Заострение подчеркивание каких-либо признаков.

3.2. Память, мышление, речь и их развитие

3.2.1. Память

Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности и возвращении в сферу сознания.

Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Она – основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания.

Амнезия – отсутствие памяти.

Процессы памяти:

  1. Запоминание запечатление в сознании информации, которая является необходимым условием обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения;
  2. Сохранение удержание в памяти знаний в течение относительно длительного времени;
  3. Воспроизведение активизация закрепленного ранее содержания психики;
  4. Узнавание явление психики, сопровождающее процессы памяти и позволяющее им более эффективно функционировать.

Виды памяти:

  1. Наглядно-образная – память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы;
  2. Словесно-логическая – память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словесной форме информации;
  3. Двигательная – память на движения;
  4. Эмоциональная – память на переживания;
  5. Механическая – запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Все выше перечисленные виды памяти, кроме словесно-логической, - физиологические основы, следы бывших ранее нервных процессов, сохранившихся в "коре головного мозга".

Особенности памяти, характеризующие ее действенность:

  • Объем – отражает количественные показатели запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой информации;
  • Быстрота – способность индивида достичь определенной скорости в обработке и использовании материала;
  • Точность – возможность человека качественно и продуктивно отражать основное содержание информации;
  • Длительность – способность личности удерживать определенное время в своем сознании нужный материал.

Формы памяти (длительность хранения опыта):

  1. Мгновенна;
  2. Кратковременная;
  3. Долговременная;
  4. Оперативная;
  5. Промежуточная память;
  • Кратковременная память. Информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание на 5-7 минут, после чего материал может забыться полностью либо перейти в долговременную память при условии многократного повторения. Кратковременная память ограничена по объему и при однократном предъявлении в ней помещается число 5-9, т.е. с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, фигур, картинок и т.д. Главное добиться, чтобы эта информация была насыщена за счет группировки, объединения чисел, слов в единый целостный "образ".
  • Долговременная память. Обеспечивает длительное сохранение материала, и бывает двух типов:
    1. С сознательным доступом (т.е. индивид по своей воле извлекает и вспоминает нужную информацию);
    2. Закрытая (в обычных условиях к ней нет доступа, а лишь при гипнозе, раздражении участков мозга).
  • Оперативная память. Информация поступает из кратковременной и долговременной памяти для выполнения текущей деятельности.
  • Промежуточная память. Она накапливает материал в течение дня, а во время ночного сна, переводит его в долговременную память. У индивида, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мысленных, вычислительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи и действиях.

Эффективность памяти зависит от:

  •  Целей запоминания. Если выучить информацию, чтобы сдать экзамен, то вскоре многое забудется, а если для будущей профессиональной деятельности, то она останется надолго.
  • Приемов заучивания.
    • Механическое дословное многократное повторение. Материал не осмысливается, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
    • Логический пересказ. Он включает: осмысление связей, систематизацию, выделение главных компонентов информации, повторение своими словами – задействована логическая память. Ее эффективность в 20 раз выше, лучше, чем у механической.
    • Образные приемы запоминания, перевод материала в графики, схемы, картинки – функционирует образная память. Она бывает: зрительной, слуховой, моторно-двигательной, вкусовой, осязательной, обонятельной, эмоциональной.

Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания. Для его уменьшения необходимо:

  1. Понимание, осмысление информации (механически выученная, она забывается быстро и почти полностью);
  2. Повторение материала (это важно делать через 40 минут после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически усвоенной информации).

Необходимо чаще повторять в первые дни (в это время максимальны потери от забывания), лучше так: в первый день – 2–3 повторения, во второй – 1–2, в третий – седьмой – по 1, затем 1 повторение с интервалом в 7–10 дней.

Систематическая учеба, усвоение информации порциями в течение семестра намного эффективнее, чем заучивание большого объема в сжатые сроки сессии, вызывающего умственную и психологическую перегрузку и почти полное забывание материала через неделю после сдачи экзаменов.

Формы воспроизведения памяти:

  • Узнавание (происходит при повторном предъявлении объекта);
  • Воспоминание (возникает при отсутствии восприятия предмета);
  • Припоминание (зависит от ясности поставленных задач, степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в памяти информации);
  • Реминисценция (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым);
  • Эйдетизм (зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого).

Мнемонические (мнемотехнические) приемы запоминания (для облегчения), (Мнемоника – (гр. mnemonikon – искусство запоминания):

  • Образование смысловых фраз из начальных букв информации ("Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны" – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый и т.д.);
  • Ритмизация – перевод в стихи, песенки, строки, связанные определенным ритмом или рифмой;
  • Запоминание сложных терминов с помощью созвучных слов (например, чтобы усвоить медицинские выражения "супинация» и "пронация", используют шуточную фразу "суп несла и пролила");
  • Находят яркие, необычные образы, картинки и по «методу связки» соединяют с материалом, который нужно запечатлеть;
  • Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию для запоминания мысленно расставьте по пути. Вспомнить вы ее сможете, представив себе эту комнату – все будет на тех местах, что было при предыдущем "обходе".
  • При запоминании цифр, чисел можно использовать разные приемы:
    • Выявить арифметическую зависимость в числе, например, в номере телефона 358954. 89 = 35 + 54;
    • Выделить знакомые числа, например, в 859314. 85 – год рождения брата, 3.14 – первые цифры числа «Пи» и т.д.
  • Метод тренировки зрительной памяти (метод Айвазовского). Посмотрите на объект (пейзаж, человека) в течение 3 секунд, стараясь запечатлеть подробно; затем закройте глаза и представьте детали, задайте себе вопросы; потом откройте глаза на 1 секунду, дополните образ; закройте глаза и постарайтесь добиться красочного изображения объекта и так повторите несколько раз.

Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

3.2.2. Мышление

Мышление – это психический процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности, вплоть до невидимого, поскольку оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом (И. П. Павлов).

В своем становлении мышление проходит две стадии:

  1. Допонятийную;
  2. Понятийную.

У ребенка – допонятийное мышление (начальная стадия) – и оно имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому (суждения по сходству или аналогии), поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства – пример. Учитывая эту особенность, убеждая малыша или что-то объясняя ему, важно подкреплять свою речь наглядными предметами. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.

Понятийное мышление возникает не сразу, а постепенно (Л. С. Выготский выделил при этом пять этапов) и появляется у подростков в 11–14 лет. Однако оно еще несовершенно, так как первичные понятия сформулированы на основе житейского опыта и не подкреплены научными данными.

Особенности мышления:

  1. Опосредованный характер;
  2. Опора на знания;
  3. Связано с практической деятельностью человека;
  4. Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
  5. Отражение связей и отношений в словесной форме.

Человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

В процессе мышления индивид пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

Мы всегда отражаем связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для определенного конкретно наблюдаемого.

Мышление всегда находится в неразрывном единстве с речью. Благодаря тому, что оно протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения.

В своем содержании мышление опирается на общественную практику. Это не простое "созерцание" внешнего мира, а также его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в труде и других видах деятельности, направленных на переустройство окружающей действительности.

Содержание мышления:

  • Мыслительные операции:
    • Анализ – расчленение сложного объекта на части или характеристики;
    • Сравнение – установление сходства и различия между предметами;
    • Синтез – позволяет в едином процессе переходить от частей к целому;
    • Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей объекта и отвлечения от других, второстепенных;
    • Обобщение – объединение многих предметов и явлений по их общим и определяющим признакам;
    • Конкретизация – движение мыслей от общего к частному.
  • Формы мышления:
    • Понятие – отражает общие и существенные свойства, связи и отношения объектов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными;
    • Суждение – выражает или утверждает связи между предметами и явлениями действительности. Выделяют суждения истинные и ложные;
    • Умозаключение – на базе нескольких суждений делается определенный вывод;
    • Аналогия – на основании частичного сходства между предметами и явлениями дается вывод без достаточного исследования всех условий.
  • Способы мышления:
    • Индукция – от единичных фактов к общему результату;
    • Дедукция – от общего к частному.

Виды мышления:

  • По форме:
    1. Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с ними;
    2. Наглядно-образное – опирается на представления и образы, что индивид воспринимал раньше;
    3. Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
  • По характеру решаемых задач:
    1. Теоретическое – основывается на рассуждениях и умозаключениях;
    2. Практическое – базируется на суждениях и умозаключениях, исходящих из решения практических задач (цель, проект, план, схема и т.д.).
  • По развернутости:
    1. Дискурсивное – опосредовано логикой рассуждений, а не восприятия;
    2. Интуитивное – зиждется на чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений.
  • По новизне и оригинальности:
    1. Репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений почерпнутых из определенных источников;
    2. Продуктивное (творческое) – на базе творческого воображения.

Выделяют также мышление:

  • Реалистическое – направлено на внешний мир, регулируется логическими законами;
  • Аутистическое – связано с реализацией желаний человека.

Мыслительные процессы:

  • Непроизвольные – трансформации образов сновидения;
  • Произвольные – целенаправленное решение интеллектуальных задач.

Качества мышления:

  1. Широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей;
  2. Глубина – выражается в умении проникать в сущность сложных проблем. Противоположным этому является поверхностность суждений, когда обращается внимание на мелочи и не видится главного;
  3. Самостоятельность – характеризуется возможностью выдвигать новые задачи и находить пути их выполнения, не прибегая к помощи других;
  4. Гибкость мысли – обусловливается способностью корректировать действия при изменении обстановки;
  5. Быстрота ума – заключается в оперативном понятии новой ситуации, принятии правильного решения;
  6. Торопливость – проявляется в том, что вопрос всесторонне не анализируется, выхватывается какая-то одна сторона, высказываются неглубокие суждения;
  7. Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Пути развития мышления:

  1. Высокая самоорганизация;
  2. Освоение основных приемов умственного труда (грамотная постановка задач, максимальное включение образных и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение изменений критичности при оценке результата);
  3. Увлеченность, интерес к проблеме;
  4. Применение специальных методов активизации мышления.

Методы развития мышления:

"Мозговой штурм" – предназначен для предложения различных (самых невероятных) идей и решений при работе в группе.

Правила:

  • группа включает специалистов разных профессий и направленности;
  • чужую идею нельзя прерывать, критиковать; ее можно лишь похвалить, развить или предложить свою;
  • участники должны быть в состоянии релаксации (расслабленности), комфорта;
  • все предложения фиксируются;
  • высказанные идеи передаются «экспертам», занимающимся данной проблемой (ценных идей бывает примерно 10 процентов).

В одной фирме в США на 300 заседаниях "мозгового штурма" предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тысячи были реализованы.

"Синектический штурм" – требует обязательного выполнения четырех приемов, основанных на аналогии:

  1. прямой – подумайте, как решаются задачи, похожие на предложенную;
  2. личной (эмпатии) – попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения;
  3. символической – дайте в двух словах образное определение сути задания;
  4. фантастической – представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники.

"Фокальные объекты" - признаки нескольких случайных предметов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) и получают необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Например, случайным объектом взят "тигр", а фокальным – карандаш, то получается "полосатый карандаш", "клыкастый карандаш" и т.д. Развивая эти сочетания, можно прийти к оригинальным идеям.

"Контрольные вопросы" - предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: "А если сделать наоборот?", "А если изменить форму объекта?", "А если уменьшить или увеличить предмет?", "А если взять другой материал?".

"Морфологический анализ". - вначале выделяют главные характеристики объекта – оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты – элементы. Рассматривая проблему запуска двигателя автомобиля зимой, можно взять в качестве оси источник энергии для подогрева, способы ее передачи к двигателю. Элементами для оси "источники энергии" могут быть аккумулятор, химический генератор тепла, бензогрелка, горячая вода, пар и т.д. Имея запись по всем осям и, комбинируя сочетания разных элементов, получим большое число всевозможных вариантов. В поле зрения попадут и необычные сочетания, которые ранее и не пришли бы в голову.

3.2.3. Речь

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык – средство этого феномена.

Свойства речи:

  1. Содержательность – определяется количеством выраженных мыслей, чувств, стремлений, их значимостью и соответствием действительности;
  2. Понятность – достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением пауз или выделения слов с помощью логического ударения;
  3. Выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью; может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной;
  4. Воздейственность – заключается во влиянии на мысли, чувства, волю других людей, их убеждения и поведение.

Функции речи:

  1. Выражения – состоит в том, что человек может более полно передавать свои чувства, переживания, отношения, расширяет аспект общения;
  2. Воздействия – заключается в способности индивида побуждать других к действию;
  3. Обозначения – связана с возможностью давать предметам и явлениям присущие только им названия;
  4. Сообщения – состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Виды речи:

  1. Устная – общение с помощью произнесенных слов вслух и их восприятие;
    • Диалогическая – разговор двух и более собеседников;
    • Монологическая – изложение мыслей одним человеком;
  2. Письменная – речь посредством письменных знаков;
  3. Внутренняя – обслуживает процесс мышления конкретного индивида.

В функционировании психики большое значение имеют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь. Учет их особенностей в профессиональной деятельности окажет продуктивную помощь руководителю в подборе специалистов, их грамотном использовании в производственной сфере, в сплочении коллектива, развитии функциональных умений и навыков работников.

Вопросы

  1. Какие психические познавательные процессы вы знаете?
  2. Назовите виды ощущений?
  3. Укажите свойства восприятий?
  4. Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины?
  5. Когда человек прислушивается, он закрывает глаза. Почему?
  6. Перечислите качества внимания?
  7. Какие формы синтеза в процессах воображения вам известны?
  8. Назовите виды и особенности памяти?
  9. Укажите мнемонические способы запоминания?
  10. Какие качества мышления вы знаете?
  11. Назовите функции речи?
  1. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3т. 2005
  2. Общая психология./ Сост. Рогов Е.И. 1998
  3. Психология. Учебник./ Под общ. ред. Дружинина В.Н. 2006
  4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.Ч. Психология и педагогика. 2006
  5. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник. 2006
  6. Бурмистров В.Я., Высоцкий Ю.В. Психология и педагогика. Учеб.пособ. СПб 2003
  7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 1997
  8. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Учеб.пособ. 2006
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учеб.пособ. 2006

 

 

Название практикума Аннотация   Практикум по дисциплине  

 

 


Источник: http://eos.ibi.spb.ru/umk/1_6/5/5_R0_T3.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Общие понятия о мышлении - Психология и психодиагностика - Поделки из одной бумаги без клея и ножниц

Как связаны внимание и мышление Как связаны внимание и мышление Как связаны внимание и мышление Как связаны внимание и мышление Как связаны внимание и мышление Как связаны внимание и мышление Как связаны внимание и мышление

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ